Календари > Книга Зелинского » § 40

§ 40. Так мы подошли к последнему и самому важному для нас зодиакальному знаку - знаку «Небесных Рыб», куда переместилась точка весеннего равноденствия из знака Овна на рубеже н. э. С глубокой древности у халдейских мудрецов и вавилонских звездочетов созвездие Рыб связывалось с представлением о Мессии(101). Был ли это отзвук древней шумерийской легенды о мифическом «рыбочеловеке», принесшем из океана первые знания древним людям Шумера,- нам сказать сейчас трудно. Во всяком случае, ясно одно: если созвездие Рыб считалось «Созвездием Мессии», то явление последнего должно было астрономически совпадать с вступлением равноденственной точки в этот знак. Здесь была своя логика, и если астрологи и прорицатели могли спорить, кого именно следует принимать или не принимать за Мессию, то это нисколько не влияло на тот факт, что приход последнего ожидался именно в указанный период. Если следовать событиям евангельской истории, вырисовываются дополнительные причины известной акции царя Ирода Великого по избиению «всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которые выведал он от волхвов» (Мт., 11, 16). Особенно, если учесть, что через своих же первосвященников и книжников Ирод выведал о том, что Мессии суждено родиться именно «в Вифлееме Иудейском, именно так написано через пророка...» (Мт., 11, 5).

 

 

Событие, которое могло вызвать мистический ужас в сознании Ирода, было воспринято первыми христианами как ясное указание на то, что древнее пророчество исполнилось и что Иисус Христос и есть Мессия, которого давно ожидало человечество. Полторы тысячи лет спустя великий Кеплер опубликовал специальную работу, доказывающую, что Вифлеемскую звезду следует искать в созвездии Рыб. Он даже высказал точку зрения, что так называемое «Великое соединение» эллинского Юпитера и иудейского Сатурна в знаке Рыб, которое имело место в 7 г. до н. э., и есть та самая «Звезда Магов», которая вела волхвов с Востока к месту рождения Спасителя(102). «И се звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними...» (Мт., 2, 9).

 

 

Таким образом, совпадение традиционной даты «Рождества Христова» с вступлением точки весеннего равноденствия в знак Рыб само по себе является уже достаточным основанием, чтобы понять, почему именно Рыбы могли стать на самой заре христианства одним из его наиболее универсальных символов. Если добавить к этому, что Рыбы есть также символ потопа и крещения одновременно: потопа, как гибели прежнего, ветхого человека, и крещения, как возрождения его к новой жизни. Но мы не упомянули еще об одной важной особенности этого замечательного символа. Дело в том, что в среде ранних христиан, гонимых и преследуемых государственном аппаратом Римской Империи, греческое слово «Рыба» рассматривалось как криптограмма из пяти начальных букв известной греческой фразы – «Иисус Христос Божий Сын, Спаситель»: IXQUS (103). Эту криптограмму можно встретить и на стенах римских катакомб, и на произведениях раннехристианского искусства, равно как и само изображение Рыб, которое было не чем иным, как идеографической криптограммой, полной того же самого смысла.

 



<<<     ОГЛАВЛЕНИЕ     >>>

 




Вернуться назад