Календари > Свобода > Касающийся свободы

Касающийся свободы


2-01-2012, 16:25. Разместил: Куклев

 

Авторы: С.Алимарин и В.Куклев

 

Касающийся свободы

Краткий очерк об исследовании либерализма

 

В конце 20-го века в России, идеи либерализма стали почему-то ключевыми, и даже в первое десятилетие 21-го века карту либерализма пытаются разыграть многие политики, не вникая в глубинные смыслы этого явления и почему для России этот путь неприемлем?

 

Если вернуться к истокам либерализма, то само это понятие вошло в политический словарь в начале 19 века, первоначально оно использовалось в Испании, где в 1812 г. либералами называли группу делегатов-националистов, заседавших в Кадисе. Затем оно вошло во французский, в английский языки, а вслед за ними и во все европейские.

 

Своими корнями либеральное мировоззрение восходит к Ренессансу, Реформации, ньютоновской научной революции. У его истоков стояли такие разные личности, как Л.Ш.Монтескье ,Дж.Локк, А.Смит, В.Гумбольдт, И.Кант,  Дж.Медисон, Б.Констан, Т.Джефферсон,  А.де Токвиль и др. Их идеи были продолжены и развиты Дж.С.Миллем, Т.Х.Грином, Б.Возанкетом И.Бетамом,  Л.Хобхаузом, и другими представителями западной общественно-политической мысли. Значительный вклад в формирование либерального мировоззрения внесли представители американского и европейского Просвещения, приверженцы английской манчестерской школы, французские физиократы, представители немецкой классической философии, европейской классической политэкономии.

 

Рассмотрим либерализм с точки зрения таких авторов, как Мизес, Хайек и неолибералистов: Джона Грея, Ролза, Дворкина, Нозика. В дальнейшем, мы разберёмся что такое государственность и социализм.

 

Начало XX века и послевоенное время - удивительное время не только в нашей стране, но и в другой распадающейся империи Европы – Австро-Венгрии.  В это время о закате Европы пишет Освальд Шпенглер. Но в то же время в этой стране, как и в России это время породило великие идеи, связанные с социализмом и либерализмом. Достаточно упомянуть имена таких ученых и философов, как Карл Баллод, Людвиг фон Мизес, Фридрих Хайек, Людвиг Виттгенштейн. Это время формирования новых форм социализма, Австрийской республики, формирование социал-национализма в Италии и Германии, революционных событий, произошедших в Турции и создание правительства во главе с Мустафа Кемаль Ататюрком, провозгласившего в 1924 году идею национальной самоидентичности.

 

Книга выдающегося экономиста и философа Людвига фон Мизеса «Социализм» издана в 1922 году, актуальна до сих пор, особенно в нашей стране.

 

В эпоху повсеместного увлечения социалистическими идеями в послевоенной Европе эта книга произвела в интеллектуальных кругах впечатление разорвавшейся бомбы. О своих впечатлениях того времени, о том как трудно было в то время признать аргументацию Мизеса, как эта книга замалчивалась, о её дальнейшей судьбе пишет его ученик Фридрих Хайек в своем предисловии к американскому изданию 1981 года.

 

Книга называется «Социализм», но, пожалуй, более точно её содержание отражает её подзаголовок: «Экономический и социологический анализ».

 

Этот текст для тех, кто хочет из первоисточника получить сведения о том, что такое современная экономика вообще, что такое рыночная экономика, либерализм и социализм. Это не учебник и не сугубо научная монография, это полемически заостренное изложение точки зрения профессионального экономиста на различные экономические и  политические программы и взгляды.

Немного слов о содержании книги по существу

Понятия, которыми мы пользуемся для обозначения различных политических и экономических взглядов в значительной мере мифологизированы и симулятивны. Это происходит как стихийно, бессознательно, так и намеренно с целью создать положительные ассоциации со своими представлениями и отрицательные – с представлениями оппонентов. Одной из важнейших задач философии и является уточнение и прояснение таких понятий. С этого Мизес и начинает. Что такое собственность, какие виды собственности могут, а какие не могут быть общими, каково происхождение собственности и каковы её особенности в развитой рыночной экономике.

 

Ну и конечно, в соответствии с названием книги, большое внимание Мизес уделяет содержанию понятия «социализм». Для автора это не только название экономической системы, построение которой провозглашено в современной ему России, но и элементы экономических программ партий многих стран с рыночной экономикой. Именно поэтому книга актуальна и сегодня, потому что даёт определение, которое не очень ясно в современном контексте. Например: хозяином является тот, кто умеет распоряжаться благом, возникающим из целевой меры.  Современный бизнесмен в России всё строит на обратном принципе – не целесообразности и не дальновидности; вор никогда не может обрести право на собственность. А в России, где украли общественные ресурсы, их уже давно сделали легитимным объектом собственности.

 

Либеральные концепции общественной жизни создали экономическую систему, созданную на принципах разделения и отдельности (каждый сам за себя). Такой принцип породил в современной России манипулятивно-криминальную хватку жадных инстинктов, которые работают только на себя, а труд на общественное благо заменили имитациями различного вида симулякров.

 

Такой небольшой анализ показывает,  почему нарушены все виды обмена между государством, бизнесом и человеком,  почему нереализуемы права на труд и на адекватный обмен продуктов труда на его стоимость, в той форме, в который провозглашаются современными русскими либералами, создающими безразличную циркуляцию бесконечного потребления и гибельную избыточность.

 

Но главное, что доказывается в этой работе – невозможность заранее, без рыночной информации, определить, сколько и чего следует произвести для того, чтобы удовлетворить все потребности членов общества, возникают фатальные стратегии.  Либерализм желает получить успех наименьшей ценой, но не знает для решения этих задач эффективных технологий и систем.

 

Мизес попытался, также, сформулировать принципы современного либерализма, которые позже уточняли Фридрих Хайек, Карл Поппер, Исайя Берлин и многие другие. Главное в либерализме – поиски мирного сосуществования различных сообществ, прием не только из гуманных соображений, но и потому, что только в мирное время происходит созидание, а не разрушение. Защита собственности и отрицание войны – «два выражения одного и того же принципа». Демократию либерализм защищает не потому, что она более естественна, или лучше других форм сама по себе, а потому, что такая форма государства лучше позволяет избегать революций и поддерживать социальное сотрудничество, и потому, что система создаваемых симулякров всегда опережает революцию.

 

Либерализм до сих пор воспринимается как нечто среднее между революционным социализмом и крайним консерватизмом. На самом деле, как показывает Людвиг фон Мизес, либерализму противостоят как тот, так и другой, оба склонные в политике к авторитарным формам государства. Этот взгляд позже защищал Фридрих Хайек.

 

Автор не избегает и обсуждения тех проблем, которые связаны с демократической формой государства и тех искажений, которым она подвергается, проблем равенства. В то же время опровергается миф об органической связи социализма и демократии. Экономика, основанная на государственной или смешанной собственности прямо ведет к придуманному капитализму, что в дальнейшем доказала наша история. Очень подробно логика такого процесса изложена в книге Хайека «Дорога к рабству», изданной в 1944 году.
Современному читателю, пожалуй, интереснее всего будет познакомиться с той частью этой книги, в которой обсуждается интервенционизм или, как иногда это называют, попытки построения социального государства. В современной России как раз получился капитализм, придуманный государством как попытка взять верх над историей. Это очередная декларативность, где риторика власти стремится обеспечить якобы защищённость людей, осуществить нечто среднее между социализмом и рыночной экономикой, но в реальности происходит совсем другое.

 

Эта тема особенно интересна сегодня, когда мы видим, какие проблемы возникают перед странами Европейского союза. Все это – результат этого самого интервенционизма.

 

Некоторые суждения автора сегодня кажутся несколько прямолинейными, не все работает в рыночной экономике так просто. В дальнейшем, такие мыслители как Фридрих Хайек, Исайя Берлин уточняли и развивали  его взгляды.

 

Тем не менее, пользуясь своим методом, Мизесу удалось описать все проблемы, с которыми столкнулись социалистические страны на протяжении своего существования, а также сегодняшние проблемы стран с рыночной экономикой.

 

Позже у нас были изданы еще несколько работ Мизеса: в 1993 году «Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность», позже «Либерализм», «Всемогущее правительство: Тотальное государство и тотальная война», «Теория и история. Интерпретация социально-экономической эволюции», «Индивид, рынок и правовое государство», «Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории».

 

 

<<<    ОГЛАВЛЕНИЕ     >>>

 


Вернуться назад