|
§ 27. Теперь мы должны вернуться к началу нашей работы и вновь поставить вопрос о том, что же все-таки представлял собою Миротворный круг наших предков?
È ñîñòàâèøà è íàïèñàøà êðóã âåëèêiè íà ïÿòü ñîòú íà òðèäåñÿòü è äâà ëåòà, è óñòàíîâèøà ïðàçäíîâàòè ñâÿòóþ ïàñõó, òàêîæå íûíå ïî îáø÷àþ äåðæèìú.(59).
Так говорится в древних московских святцах эпохи царя Алексея Михайловича о решениях Никейского собора по установлению единой для всех христиан пасхалии. Это лаконичное и простое на первый взгляд определение является сконцентрированным выражением оригинальной и неповторимой системы счисления, структуру которой мы и стремимся сейчас уяснить. Существо этой системы заключено в словах: «Круг великий алфы на пять сот на тридесять и два лета». Этот круг, содержащий в себе ровно 532 г., и есть тот самый Миротворный круг, который упоминают русские летописи, говоря о пасхальном счислении.
Число 532 рождается из перемножения двух величин: 19-летнего «круга луны» и 28-летнего «круга солнца». Смысл этого умножения заключается в том, что полученный период в 532 г. представляет собой такой цикл, по истечении которого даты пасхальных полнолуний 14 нисана падают на те же дни седмиц и числа месяцев. В Византии этот период назывался Индиктионом, на Западе его называли «Великим кругом» (Girculus magnus), на Руси же, как мы уже знаем, он был известен под названием «Миротворного круга», «Церковного круга» и «Великого индиктиона».
Трудно определить с достаточной точностью, когда и где именно период этот впервые вошел в употребление. Во всяком случае у нас нет никаких оснований не доверять традиции, свидетельствующей о том, что он был уже известен пасхалистам Никейского собора. Был ли он изобретен именно ими или восходит к еще более раннему времени, сказать сейчас невозможно. Вполне вероятно, что александрийская пасхалия, положенная в основу пасхалии общехристианской, имела дело именно с этим периодом. В самом деле, кому как не этим наследникам египетской мудрости и эллинистической образованности можно приписать изобретение такого цикла, которым до григорианской реформы пользовался весь христианский мир. Характерно мнение, высказанное в отношении указанного периода известным астрономом, действительным членом Русского астрономического общества профессором Е.А.Предтечейским, который, отдавая дань первым составителям Великого индиктиона, писал: «Этот коллективный труд, по всей вероятности многих неизвестных авторов, выполнен так, что до сих пор остается непревзойденным. Позднейшая римская пасхалия, принятая теперь западною церковью, является по сравнению с александрийской до такой степени тяжеловесною и неуклюжею, что напоминает лубочную картинку рядом с художественным изображением того же предмета. При всем том эта страшно сложная и неуклюжая машина не достигает еще и предположенной цели»(60).
<<< ОГЛАВЛЕНИЕ >>>
|
|