ДОМ
Может ли дом летать или быть без стен? Не образная ли это фантазия архитектора или художника? Но ведь в детстве мы все рисуем домики, которые летают.
Дом - геоцентрированное пространство, определяемое моментом рождения человека, в символике астрологов задает структуру асцендента. Его приземленный аспект, скорее всего, символизирует крепость, знак защиты. Недаром англичане говорят "Мой дом - моя крепость".
Дом одновременно и храм и город и царство. В нем живут сами и передают его в наследство. Его строят заново или перестраивают обычно не чаще, чем один раз при том же поколении.
Дом выступает как личностный смысл мира человека и место встречи нового поколения и прощания с уходящим поколением. Дом - внешний человеческий орган для преодоления времени при благополучном исходе жизни и отправная точка бегства при отрицательном. Экзистенциалисты определяют человека как существо, строящее свой дом (Фон Больнов, немецкий философ).
Внешняя среда тоже становится похожа на дом, облагораживаясь, организуясь и отогреваясь домом. Если в древние времена дом изолировался, в новые времена дом становится равен миру, открывается ландшафту, дорогам и коммуникациям.
Гроб как метонимия - последнее прибежище человека, когда в нем останки постепенно превращаются в прах вместе с этим маленьким домом без окон, смешиваясь с землею.
В языке психоаналитика дом дробится на отдельные элементы - крыша, этажи, окна, дверь, внутреннее убранство дома - мебель, кухня, предметы мебели, туалет. Ванная несет значение пустого эротизма, динамической агрессивности. Недаром во многих фильмах убийства происходят в ванной комнате. Кухня - образ приготовление пищи. Это та функция в семейных отношениях, посредством которой происходит обмен пищи в энергию. Не генерирующий смысл обмена подчеркивается обилием ножей, мясорубками, соковыжималками и разделкой мяса. В доме есть комната (кладовая-чулан) которая заперта и куда запрещается входить. Это мотив аллюзии, по сказке Шарля Пьеро "Синяя борода", там герой держал убитых им жен. Или - это метафора секрета и тайны обладателя дома. Тогда как чердак - верхнее помещение под крышей, где хранятся ненужные вещи, где часто кончают жизнь самоубийством. Вместо "головы" в народе часто употребляют "чердак". В противовес чердаку в доме существует подвальное помещение, тайны которого обозначают человеческое подсознательное.
Более позитивное значение имеет столовая, как пространство для потребления пищи, Здесь все зависит от оформления ритуального процесса в семье. Супруги, имеющие общий стол как ритуал потребления пищи. То же значение несет и спальня, где кровать - основной реквизит, здесь проводятся ночи и рождаются дети. Структура дома может быть соотнесена со структурой человеческого тела и его организма. Окно - глаз, перцепция, форма, показывает потенцию и самореализацию. Дверь - высокодифференцированный символ. Открывается либо в позитив, либо в негатив. В любом случае, состояние перед закрытой дверью - состояние оптимального экзистенционального напряжения. Недаром двуликий Янус был богом двери.
Дом черпает свои уникальные возможности от семьи, которая его создает и живет в нем. Может быть хорошим или плохим, но ничем другим, так как данная семья создала его уникальность.
Другие значения получаются от функциональности дома, то есть от того, что входит в понятие жизнеобеспечения - газ, вода, электричество. Мы можем свести описание дома к описанию какой-либо детали - камин, кресло отца, и уменьшить описание до предела - до ручки двери или витка на обоях. Иначе содержание без описания будет исчезать, но не будем говорить о материале, из которого сделаны эти детали, ибо существует нижний предел внутреннего значения, за которым утрачивается ощущение характеристики дома.
Однако дом - более высокий принцип самореализации и самоорганизации семьи, ее планов, мечтаний. Но он не может занимать все поле их деятельности. По выражению Льва Толстого, женщина может быть счастлива только в доме, и это, несомненно - онтологическое свойство самого дома. Символ "бездомная женщина" - символ безумия. Дом питается жизнью земли. В каждом доме существует постоянный приток пищевых запасов, общений, коммуникаций, энергий - все это сырье для жизни дома. Все компоненты имеют определенную степень готовности для входа в дом. Должна быть определенная родственность и соответствие между нуждами дома и тем, что становится его частью. До тех пор, пока это соответствие не установлено, дом вбирает бесполезные материалы и не способен их трансформировать: не извлекает из них питание для реализации своей потенции. Так существует нижний предел для понимания дома и жизни вокруг него. Высшим уровнем осмысления понятия дома является общество, социум, которому дом и служит и которым питается. Дом обладает свойством собирать людей, служит записью судьбы их общения.
Также важна геомантическая характеристика дома – что вокруг него находится и где он стоит. Дом, стоящий на холме, будь то гостиница, частный дом или пустующее здание - все эти образы сигнализируют о состояниях высокого эмоционального напряжения. Для каждого человека восприятие дома как символа имеет свою индивидуальную окраску: для кого-то это состояние сильного аффекта, подавление процесса самореализации, связанное с конкретными родительскими проектами, ведущих по пути регрессии даже к самоубийству. Значение средневековых замков представляет собой классический стереотип женского архетипа и его суперэго. Можно представить метафору "мужчина, штурмующий женщину как крепость". На Востоке она неприступна как крепость, как замок.
Изба на Руси имела функцию первого святилища и долго оставалась тем "пунктом, где начиналось и кончалось каждое языческое священнодействие" (Б.А. Рыбаков "Язычество Древней Руси" стр. 467). В этнографическом материале мы видим множество символического, декоративного изображения с языческими элементами, особенно на Руси - наличники окон окружались комбинацией различных фигур.
В 12 веке домохозяева совершали домашние обряды, это затем отразилось в выражении "Дом мой - храм мой". По изначальным представлениям народов каждая постройка или предметы жизненной среды считались одухотворенными. Особая внимательность древних строителей к окружающему прослеживается в насыщении смысловым значением, как всех деталей построек, так и в целом всех действий, направленных на его созидание. Строя жилища, организуя селение, человек творит свой мир, закрепляя материальными формами систему своих потребностей, задач и духовных устремлений. Недаром говорится, что прежде чем уйти из этого мира, человек должен построить дом, вырастить дерево и родить ребенка.
Крыша, кровля не только защищает от ненастья дом, но в иудейской традиции - это зодиакальный знак льва.
Много знаков связано с атрибутикой дома или с предметами, находящимися в нем. Холостякам нельзя сидеть на дверном пороге, иначе они никогда не женятся. На пороге не прощаются, а то после могут поссориться, когда идешь в гости или далеко уезжаешь, надо присесть на дорожку, что там, куда едешь, хорошо принимали. Вечером не выносят мусор из дома, чтобы не было ссоры. Если свистеть в доме, то в нем не будет денег.
Дворец - символ власти, происходящей от идеи дома. Он противостоит дому, воплощая конкретную концепцию власти. Отсюда символическое выражение - "мир хижинам, война дворцам". Идея конкретной атрибутики власти воплощена в Персипольском дворце, в котором было 36 колон, венчала колонну каменная капитель из двух бычьих туловищ. Бык у персов - символ добра и силы. Лестница была полог крылатый диск, символ Ахура Мазды. Белый дом - символ власти.
Лары и Пенаты были духами домашнего очага и благосостояния. Это духи замкнутых пространств. Причём Лары были добрыми духами, никогда не покидавшими дом, переезжали только пенаты.
Образ дома - это образ обжитого упорядоченного мира, огражденного стенами от бесконечного пространства и хаоса. Порядок дома, выражающий себя в упорядочивании вещей (каждая вещь на своем месте) есть все-таки порядок духовный, создающий человеческий лад, быт и бытие, имеет общий корень и на другом уровне обозначает терпение, выносливость, настроение бодрости и здоровья. Как бы противопоставляясь экзистенциональному существованию, которое увеличивается вне стен дома.
Дверь предателя во Франции красили в тусклый желтый цвет. На Руси дверь гулящей женщины в деревнях мазали дегтем. Дверь несла функцию доски объявлений.
Если желтый дом - символ сумасшествия и безумия, то белый дом в США и в России - символ власти.
В доме Отца Моего много комнат, сказано в Евангелии.
|
Проект этого летающего дома придуман архитекторами факультета архитектуры университета города Делфт (Нидерланды). Это дом-дирижабль, парящий высоко в небе. В нём размещены учебные аудитории, библиотека и лаборатории.
Главное преимущество дома - мобильность, он может перемещаться в любое место.
Дом-дирижабль будет построен из углепластика и алюминия. А в обшивку его будут встроены солнечные панели.
|
<<< ОГЛАВЛЕНИЕ >>>