Сделать стартовой Добавить в избранное
 

СЕМАНТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ВАЛЕНТИНА КУКЛЕВА


САЙТ О ВРЕМЕНАХ И ЗНАКАХ
Панель управления
логин :  
пароль :  
   
   
Регистрация
Напомнить пароль?
   
Семантическая энциклопедия Валентина Куклева » Книга Зелинского » § 2
Навигация по сайту
О сайте
Актуальные новости
Блог Хюбриса
Виды календарей
Визуальное мышление
Всё о книге
Другие люди
Книга Зелинского
Культурология
Лаборатория культуры
Мелос
Мистерия
Профетическое знание
Путеводитель по Москве
Работа с временем
Свобода
Симвология
Сотериология
Структурное знание
Фронезис
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СИМВОЛОВ
Энциклопедия
эзотерической жизни
Расширенный поиск
Популярные статьи
Облако тегов
абстрактное искусство, алеф, Алистер Кроули, альфа, анима, апокалиптика, Березина, большие проекты, видео, визуальное мышление, время, другие люди, Дугин, живой календарь, идентификация, календари, календарь, коучинг, маркетинг, мелоделамация, неоевразийство, осознанность, петух, Путеводитель по Москве, работа с временем, религия актеров, самоисцеление, Сатья Саи Баба, семинары, символический, символы, синхрония, синэргия, современная музыка, стилистика текста, стихи, творчество, трансгуманизм, футур полюс, часы

Показать все теги
Книга Зелинского » § 2
 

§ 2. Хотя главной целью нашего исследования является реконструкция древнерусского календаря, однако недостаточно просто рассказать с принципах его построения, надо показать, как они "работают" и как комплекс чисто календарных проблем органически входит в систему мировоззрения средневекового человека, в его представление о мире вообще. Для решения этой задачи необходимо было воссоздать первооснову этой календарной системы или, другими словами построить то, что может быть названо ее универсальной ''моделью".

 

 

Естественно, что речь идет не о модели как некоей уменьшенной и обобщенной копии каких-то реально существующих объектов, а о модели как комплексе определенных принципов, собраных в единый творческий образ, максимально приближающийся к исследуемой реальности. Однако при условии, что принципы эти суть плод не только отвлеченных умозрительных построений, но и конкретных эмпирических фактов.

 

 

Может возникнуть вопрос: зачем реконструировать модель древнерусского календаря, принципами которого без всяких моделей пользовались на Руси без малого тысячу лет? В самом деле, нашим далеким предкам такая реконструкция была, по-видимому, не нужна. Ощущение времени, которое несла с собою средневековая культура, не требовало для ее носителей ни доказательств, ни моделей, оно было просто частью их жизни, чем-то абсолютным и самоочевидным(2). Но такая реконструкция и такая модель нужны нам. Стремясь познать средневековую культуру, но, уже не имея возможности быть ее органической частью, мы смотрим на нее как бы издалека. Но именно этот взгляд позволяет нам обозреть ее всю разом и увидеть то, что неизбежно ускользало из поля зрения ее современников.

 

 

Существует еще одна причина, по которой подобная реконструкция представляется весьма нужной. Дело в том, что она дает возможность не только понять, как построен средневековый русский календарь, но и практически пользоваться им в исследованиях хронологического и историко-культурного характера. Практически это означает, что любой интересующий нас год Юлианского календаря, который был универсальным календарем русского и западноевропейского средневековья, может быть восстановлен по реконструируемой нами системе без помощи каких-либо специальных справочных таблиц или кропотливых вычислений. Этот метод может быть полезен не только при проверке древних датировок или при нахождении их соответствий современным датам, но также и в тех случаях, когда, изучая летописные или иные средневековые источники, у нас возникает необходимость обозреть сразу всю картину интересующего нас года со всем чередованием его дней недели. По ней мы сможем определить любую ошибку в источниках, касающихся хронологии тех или иных событий, или найти нужную нам дату того или иного переходящего или непереходящего праздника. С точки зрения возможности такой реконструкции, представляющей не только теоретический, но и практический интерес, средневековый русский календарь еще не подвергался исследованию, которого он, безусловно, заслуживает.

 

<<<     ОГЛАВЛЕНИЕ     >>>

 


 
 
 
 
Опубликовано: 15 ноября 2010, 18:57 Распечатать